Густав Гусак получил католическое образование, но стал коммунистом. В 1954 году был приговорен к пожизненному заключению, но через шесть лет вышел на свободу по амнистии, а еще через три — полностью реабилитирован. Когда его выпустили из тюрьмы в 47 лет седым и почти без зубов, он поступил на работу научным сотрудником Института государства и права Словацкой Академии наук. Ничто не предвещало в тот момент, что однажды он возглавит свою страну и продержится на посту президента Чехословакии дольше всех своих предшественников! Более того, во время Пражской весны он окажется сторонником Дубчека, т.е. выступит против вмешательства СССР в дела Чехословакии и в апреле 1968 даже займет пост заместителя председателя правительства. Однако уже в августе 1968 года, во время переговоров между чехословацким и советским руководством в Москве, Густав Гусак сменит позицию, став сторонником Брежнева. Дальше события будут развиваться стремительно, как и политическая карьера самого Гусака!

В августе 1968 — мае 1969 он первый секретарь ЦК КП Словакии. Через год — первый секретарь Коммунистической партии Чехословакии. Курс Гусака получил название «нормализации», то есть устранения негативных последствий политических реформ, предпринятых во время Пражской весны. Наконец, 29 мая 1975 года Гусак становится Президентом Чехословакии и останется на этом посту 14 лет — три срока подряд вплоть до 1989 года, став последним главой ЧССР.
В любопытном исследовании политической биографии Густава Гусака историк и филолог-богемист А. Бобраков-Тимошкин написал так: «Можно сказать, что в массовой культуре Чехии он играет ту же роль, что Брежнев в России: перефразируя анекдот, он является «политическим деятелем времён Карела Готта». (Бобраков-Тимошкин А. Не забывать «президента забвения» // Неприкосновенный запас 2018, № 4)
В ноябре 1975 г. Густав Гусак в очередной раз отправился в Москву — на этот раз как недавно избранный Президент ЧССР (в мае начался его первый срок). Официальный визит проходил на высшем уровне: 25 ноября 1975 года в 19:00 был дан прием в Большом Кремлевском Дворце, куда пригласили и моего деда Семена Кузьмича Цвигуна с супругой.

На следующий день — 26 ноября — состоялся ответный прием Густава Гусака в посольстве ЧССР на ул. Юлиуса Фучека, и опять в списках приглашенных был мой дед, но на этот раз приглашение было на него одного. Впрочем, возможно, что бабушку тоже позвали, но приглашения были именными, а Роза Михайловна свое не сохранила.

Сохранилось в моем архиве и еще одно любопытное приглашение от Чехословакии тех времен: «Чрезвычайный и Полномочный Посол Чехословацкой Социалистической Республики в СССР Ян Гавелка имеют честь просить Семена Кузьмича Цвигуна с супругой пожаловать на Дружескую встречу по случаю 30-й годовщины Чехословацко-Советского Договора» (орфография сохранена). Это приглашение имеет ряд огрехов с точки зрения протокола и выглядит довольно небрежно: на бланке запечатано буквами «х» имя супруги посла (Е. Гавелкова), а имя главы диппредставительства вписано от руки. Дата тоже указана неверно — значатся только месяц и день, а год не фигурирует.

Тем не менее, нетрудно определить, что приглашение было выдано в 1973 году, а речь в нем идет о 30-летии Договора, заключенного между Москвой и Прагой в 1943 году. Полностью его название звучит так: «Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. Москва. 12 декабря 1943 года». Текст его доступен в сети , он очень любопытный и символичный. Среди прочего в статье 5 прописано: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленных против Другой Высокой Договаривающейся Стороны». В общем, «высокие отношения» (с)!
Чехия вступит в НАТО в 1999 году. Словакия продержится чуть дольше и примкнет к Североатлантическому альянсу в 2004-м. Впрочем, Чехословакия, как единое государство, к тому моменту уже прекратит свое существование, как и СССР. Густав Гусак застанет распад Чехословакии в 1990 году, но не доживет полтора месяца до исчезновения Советского Союза.
Автор — Виолетта Ничкова
